Пермская краевая газета «Звезда»

Понедельник 

4 октября 2013 года

№ 112 (32128)

zwezda.perm.ru

web-сервер

Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель и издатель — ЗАО «Редакция газеты «Звезда»

 

Прямая речь

Чиновничья организация.

В Пермском крае проживают дружно более 120 национальностей. Краевая целевая программа развития и гармонизации национальных отношений народов в Пермском крае предусматривает поддержку деятельности национально-культурных общественных объединений как институтов самоорганизации этносов. Это помогает, например, пермским татарам и башкирам сберечь себя как этнос, общаясь на родном языке, соблюдая традиции, обычаи, обряды.

Татары в Прикамье проживают издавна. В крае и в городе Перми они занимают второе место по численности после русских. В Пермском крае в свое время была создана региональная национально-культурная автономия татар и башкир. Автономия обязана представлять и защищать национально-культурные права и интересы татар и башкир в органах государственной власти и местного самоуправления, активно работать с властью, иначе — без административного ресурса, без поддержки власти — не решить ни одну проблему.

Более десяти лет тому назад были избраны совет автономии и его председатель. По соответствующему уставу через два года он должен собирать собрание, отчитываться о выполненной работе и переизбираться. Не скрою, на председателя возлагались большие надежды региональной автономии, поскольку он имел реальные властные возможности, занимая чиновничьи посты в министерстве сельского хозяйства. А известно, что больше половины татарского и башкирского народов проживает в сельской местности.

Первые два года он активизировал работу общества, были надежды на улучшение состояния дел. Но в дальнейшем надежды не оправдались: отчета, предусмотренного Уставом, так и не последовало. Региональная автономия начала терять статус общественной организации, ибо в нарушение Устава длительное время не проводились ни отчетно-выборные собрания, ни заседания совета правления автономии. Планы работ не составлялись, не обсуждались, критические замечания в адрес председателя принимались как личные оскорбления, советы не воспринимались. Предложения членов совета о необходимости выполнения уставных требований просто игнорировались.

При этом, самое главное, местным автономиям не оказывалась конкретная помощь в сохранении и развитии национально-культурных интересов — самобытности, изучении родного языка, культуры, традиций и обычаев для содействия повышению активности в возрожденческом движении. Общественная организация превратилась в чиновничью, стала винтиком команды администрации прежнего губернатора и даже барьером между обществом, некоторыми членами и властью.

Башкиры, недовольные его деятельностью, создали свою краевую автономию.

Известно, что общественные организации имеют право обращаться во все местные органы напрямую и решать свои проблемы. А для татарского народа такой возможности не стало — между обществом и властью возник барьер в виде ханской власти председателя, которая и давала рекомендации власти, как поступать по тем или иным вопросам, относиться к тем или иным активистам. Это отрицательно сказалось на межнациональных взаимоотношениях в плане консолидации усилий татар и башкир для сохранения и развития национально-культурных интересов и привело к ухудшению взаимопонимания с властными структурами края.

В результате татары — коренной народ, второй по численности в крае и в городе — теряют свой вес в обществе и влияние в решении социально-экономических проблем. Достаточно сказать, что от татарских общественных организаций нет представителей в законодательных органах власти края и города, хотя даже в царское время было в городской думе два депутата от татарского населения. Они не представлены в Общественной палате, Координационном совете по национальным вопросам, политсовете при губернаторе. Автономию даже не пустили во вновь созданный Народный фронт в процессе выборов в президенты В. В. Путина. Нет сомнений, что татарское население края внесло большой вклад в социально-экономическое развитие, хозяйственное строительство региона. Однако среди почетных граждан Перми нет ни одного татарина. Такая же картина и по Пермскому краю. Должен заметить, что не раз поднимали эти вопросы ветераны войны и труда, интеллигенция города, обращались к главе города, указывая на такую несправедливость, однако ответа не получили.

Более того, потребовалось вмешательство губернатора, чтобы заставить отчитаться зарвавшегося чиновника-общественника, от которого общество не могло добиться отчета. Думаю, если бы не сменился губернатор, конференции было бы не дождаться.

Конференция состоялась, но должного отчета не было. Не намечены новые пути развития. Состоялись выборы с грубейшими нарушениями элементарных правил демократии: без альтернативы, избрали нового чиновника по сценарию департамента внутренней политики.

Общественные организации в диалоге с государственными структурами выступают как выразители интересов населения. Отстаивая эти интересы, они должны способствовать проведению более эффективной социальной политики, политики без конфликтов и потрясений.